24.06.2022 17:59
Аналитика.
Просмотров всего: 23064; сегодня: 1.

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Индикатор бизнес-климата Банка России в мае продолжил рост. Его увеличение определялось не только улучшением ожиданий компаний, но и было связано с менее негативными оценками текущей ситуации.

Уверенное повышение оценок условий ведения бизнеса показали компании, выпускающие потребительские товары. В значительной мере это связано с переориентацией спроса на внутренний рынок на фоне сохраняющихся проблем с импортными поставками.

Индикатор бизнес-климата Банка России (ИБК) в мае продолжил рост.

ИБК повысился до -2,0 пункта (+2,4 пункта).

Бизнес-климат продолжил восстанавливаться. Текущие оценки бизнес-условий улучшились впервые с начала года и определялись в основном предприятиями торговли, обрабатывающих производств, выпускающих потребительские товары, а также сферы услуг. Это свидетельствует об оперативной подстройке компаний к новым условиям.

Производство: ожидания улучшились до 6,1 пункта (+2,0 пункта)

Спад производства замедлился в большинстве отраслей. Напротив, его усиление отмечалось в добыче полезных ископаемых, хотя и в меньшей степени, чем весной 2020 года.

Ожидания компаний в производстве на ближайшие три месяца улучшились. Заметно вырос оптимизм у предприятий обрабатывающих производств, выпускающих потребительские товары, а также торговли — оптовой и розничной (за исключением торговли автотранспортом).

Спрос: ожидания выросли до 2,9 пункта (+1,3 пункта).

Сжатие спроса замедлилось практически во всех отраслях. В добыче полезных ископаемых спрос заметно упал, в том числе из-за введения Европейским союзом частичного эмбарго на доставку углеводородов из России.

Ожидания предприятий по спросу в целом по экономике улучшились и второй месяц находятся в положительной области. На фоне выстраивания новых производственных и логистических цепочек ожидания по спросу пока носят сдержанный характер.

Ценовые ожидания снизились до 17,8 пункта (-5,0 пункта).

Ценовые ожидания предприятий снижаются третий месяц подряд. Их уровень остался повышенным, но уже вернулся к значению февраля 2021 года.

Мониторинг предприятий: оценки, ожидания, комментарии (июнь 2022 г.).

Индикатор бизнес-климата Банка России (ИБК) в мае вырос за счет как улучшения ожида­ний компаний, так и снижения негатива в оценках текущей ситуации.

- ИБК в мае увеличился до -2,0 пункта (против -4,4 пункта в апреле).

- Оценки текущего бизнес-климата менее негативны, чем в апреле. Сжатие спроса прио­становилось впервые с февраля этого года. Сокращение объемов производства замедля­лось второй месяц подряд на фоне постепенного решения логистических проблем.

- Ожидания предприятий по производству и спросу улучшались, но медленнее, чем в предыдущие два месяца.

- Ценовые ожидания продолжили снижение, вернувшись к уровню февраля 2021 года.

Ключевые индикаторы  (пунктов, SA)

                Табл. 1


2019*

2020*

2021*


2022


Индикатор бизнес-климата




Март

Апрель

Май

Сводный

3,5

-5,1

5,1

-5,9

-4,4

-2,0

Текущие оценки

-3,7

-13,2

-1,4

-11,1

-11,4

-8,2

Ожидания

11,0

3,5

11,7

-0,5

2,8

4,5

Изменение объемов производства продукции, подрядных работ, товарооборота и услуг







Текущие оценки

-2,1

-12,9

-1,9

-12,6

-10,5

-8,9

Ожидания

12,0

4,4

12,4

0,8

4,1

6,1

Изменение спроса на продукцию (услуги) предприятий







Текущие оценки

-5,3

-13,5

-0,9

-9,6

-12,2

-7,6

Ожидания

10,0

2,6

11,1

-1,9

1,6

2,9

Ценовые ожидания предприятий на ближайшие 3 месяца







Ценовые ожидания предприятий

8,7

14,2

20,7

32,8

22,8

17,8

               

* Cреднегодовые значения.

Индикатор бизнес-климата в мае вырос до -2,0 пункта (-4,4 пункта в апреле). Это третье подряд повышение, однако впервые в этом году рост индикатора определялся не только улучшением ожиданий компаний, но и был связан с менее негативными оценками текущей ситуации. Это свидетельствует о продолжающейся оперативной подстройке бизнеса к новым экономическим условиям.

Текущие оценки условий ведения бизнеса в большинстве отраслей сложились лучше апрельских. Наиболее уверенное улучшение оценок показали компании, выпускающие потребительские товары. В значительной мере это связано с переориентацией спроса на внутренний рынок на фоне сохраняющихся проблем с импортными поставками.

Ожидания компаний продолжили улучшаться. Наиболее пессимистичные настроения сохраняются среди предприятий торговли автотранспортными средствами под влиянием сокращения объемов импорта автомобилей и остановки ряда крупных отечественных сборочных производств из‑за логистических сбоев и дефицита комплектующих.

В большинстве отраслей продолжилось замедление спада производства. Важным факто­ром улучшения оценок текущего выпуска для предприятий стало частичное решение проблем с поставками сырья и комплектующих, в том числе через налаживание каналов параллель­ного импорта. Исключением стала добыча полезных ископаемых, где объемы продолжают сокращаться под влиянием усиления ограничений на экспортные поставки и проблем с транс­портировкой.

Ожидания компаний в сфере производства улучшаются третий месяц подряд. Заметно вырос оптимизм у предприятий обработки, прежде всего среди производителей потребитель­ских товаров, а также у торговых компаний.

Сжатие спроса замедлилось практически во всех отраслях, при этом наиболее заметно у предприятий, выпускающих потребительские и промежуточные товары, в оптовой торговле и сфере услуг. Напротив, заметное падение спроса после некоторого его роста в предыдущие два месяца отметили предприятия добычи полезных ископаемых из‑за введения Европей­ским союзом частичного эмбарго на поставку углеводородов из России, а также сокращения закупок российской нефти европейскими покупателями. Ситуация со спросом в сельском хозяйстве практически не изменилась.

В то же время ожидания предприятий по будущей динамике спроса улучшились. Они нахо­дятся в положительной области уже два месяца. При этом существенных изменений в спросе в краткосрочной перспективе предприятия большинства отраслей не ожидали. Исключение – предприятия отраслей производства потребительских и промежуточных товаров, где ожидался заметный рост спроса. Это также связано с необходимостью оперативного импортозамещения товаров, которые стали недоступны из‑за сбоя внешних поставок.

Ценовые ожидания предприятий снижались третий месяц подряд, опустившись на уро­вень февраля 2021 года. Значимыми факторами снижения ценовых ожиданий стали ограничения со стороны спроса, продолжившееся замедление роста издержек и укрепление рубля.

Замедление ожидаемого роста цен в ближайшие три месяца отмечено во всех отраслях, наиболее существенное – в торговле (до уровня лета 2020 г.), строительстве и сфере услуг.

Вместе с тем общий уровень ценовых ожиданий предприятий пока остается выше среднего за 2020 г. и более чем вдвое превосходит среднее значение за 2019 год.

Дата отсечения данных – 17.06.2022.

Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.

Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.

Фото на обложке: Shutterstock / Fotodom.

© Центральный банк Российской Федерации, 2022.


Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний

Мониторинг предприятий: улучшение ожиданий компаний


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=13964
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...