31.05.2022 17:37
Аналитика.
Просмотров всего: 21796; сегодня: 1.

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

Банк России расширяет линейку публикаций на основе регулярных опросов более 14 тыс. предприятий по всей стране. Если раньше читателям были доступны лишь данные опросов о ценовых ожиданиях предприятий, то в новом ежемесячном информационно-аналитическом комментарии «Мониторинг предприятий» состав публикуемых результатов мониторинга существенно расширен.

В документе наряду с ценовыми ожиданиями предприятий содержатся оценки динамики бизнес-климата, производства и спроса как в целом по России, так и в ключевых отраслях экономики. Будут опубликованы данные опросов с 2002 года.

Представленный в комментарии индикатор бизнес-климата Банка России (ИБК) отражает фактические и ожидаемые изменения в сфере производства и спроса на базе оценок предприятий — участников мониторинга. Этот показатель качественно дополняет данные официальной статистики и может быть использован как опережающий индикатор экономической активности.

Индикатор бизнес-климата Банка России (ИБК) вырос за счет улучшения ожиданий компаний.

ИБК повысился до −5,0 пункта (+1,2 пункта).

Оценки бизнес-климата улучшились, при этом остались в отрицательной области. Ключевыми факторами являются меры господдержки бизнеса и дальнейшая адаптация предприятий к изменившимся условиям.

Производство: ожидания улучшились до 4,0 пункта* (+3,4 пункта).

* Здесь и далее приводятся значения баланса ответов с учетом сезонной корректировки, подробнее — «Методология мониторинга Банка России».

Спад производства замедлился в большинстве отраслей. Ожидания компаний в производстве на ближайшие три месяца улучшились на фоне переориентации компаний на новых поставщиков и альтернативные логистические маршруты.

Спрос: ожидания выросли до 1,8 пункта (+4,2 пункта).

Сжатие спроса продолжилось во всех отраслях. Однако ожидания предприятий по спросу спустя два месяца вновь перешли в положительную область. Заметное влияние на улучшение ожиданий оказал поиск компаниями новых рынков сбыта, дающий положительные результаты.

Ценовые ожидания снизились до 23,3 пункта (-9,3 пункта).

Ценовые ожидания предприятий снижаются второй месяц подряд. Их уровень остается повышенным, но уже вернулся к наблюдаемому в начале года.

Ожидания изменения цен на продукцию предприятий в ближайшие три месяца (баланс ответов, SA)

ВЭД

Апрель 2022

Март 2022

 Апрель / Март

Промышленное производство

19,5

29,1

-9,6  ˅

Сельское хозяйство

20,9

35,4

-14,5  ˅

Строительство

31,5

44,4

-12,9  ˅

Торговля

35,9

50,4

-14,5  ˅

Транспортировка и хранение

18,2

23,0

-4,8  ˅

Услуги

21,8

28,7

-6,9  ˅

Примечание: ˅ - указывает на снижение ценовых ожиданий.

Мониторинг предприятий: оценки, ожидания, комментарии (май 2022 г.).

Индикатор бизнес-климата Банка России (ИБК) вырос в апреле за счет улучшения ожида­ний компаний, при этом негативные оценки текущей ситуации сохранились.

ИБК увеличился до -5,0 пункта в апреле c -6,2 пункта месяцем ранее. Повышение индикатора наблюдается второй месяц подряд.

Оценки текущей ситуации в апреле ухудшились. Сжатие спроса усилилось, уровень оценок изменения спроса сопоставим с июнем 2020 года. Ситуация в сфере производства характеризуется менее негативно, чем месяцем ранее, на фоне адаптации бизнеса к работе в условиях санкционного давления.

Ожидания предприятий по производству и спросу улучшаются. Компании ожидают восстановления экономической активности, идет процесс выстраивания новых производственных и логистических цепочек.

Ценовые ожидания в торговле снизились до уровня начала 2021 года. Ценовые ожидания предприятий других ключевых отраслей уменьшались второй месяц подряд. Однако их уровень пока остался выше 2021 года.

Ключевые индикаторы (пунктов, SA)                                        Табл. 1

 





2022


 

2019*

2020*

2021*

Февраль

Март

Апрель

Индикатор бизнес-климата







Сводный

3,5

-5,1

5,1

-9,2

-6,2

-5,0

Текущие оценки

-3,7

-13,2

-1,4

-8,6

-11,4

-12,5

Ожидания

11,0

3,5

11,7

-9,8

-0,9

2,9

Изменение объемов производства продукции, подрядных работ, товарооборота и услуг







Текущие оценки

-2,1

-12,9

-1,9

-8,4

-13,4

-11,8

Ожидания

12,0

4,4

12,4

-9,5

0,6

4,0

Изменение спроса на продукцию (услуги) предприятий







Текущие оценки

-5,3

-13,5

-0,9

-8,8

-9,3

-13,3

Ожидания

10,0

2,6

11,1

-10,1

-2,4

1,8

Ценовые ожидания предприятий на ближайшие три месяца







Ценовые ожидания предприятий

8,7

14,2

20,7

41,8

32,6

23,3

* Среднегодовые значения.

В апреле индикатор бизнес-климата рос второй месяц подряд, составив -5,0 пункта. Основ­ной причиной повышения ИБК стало улучшение ожиданий компаний большинства отраслей на фоне принимаемых мер господдержки бизнеса и дальнейшей адаптации к работе в ус­ловиях санкционного давления. Наиболее позитивные ожидания сохраняются в сельском хозяйстве.

Оценки текущих условий ведения бизнеса, напротив, ухудшились под влиянием сжатия спроса, особенно заметного у компаний розничной торговли и торговли автотранспортными средствами. Вместе с тем в промышленном производстве, строительстве и сфере услуг оцен­ка текущего бизнес-климата несколько улучшилась.

Снижение производственной активности предприятий замедлилось в большинстве от­раслей. Исключением стали торговля и транспорт, где в апреле продолжилось ухудшение ситуации, а также сельское хозяйство, где сохранилась позитивная динамика объемов выпу­ска продукции.

На фоне сжатия спроса и некоторого ослабления проблем, связанных с перебоями в по­ставках сырья и комплектующих, замедлилось сокращение уровня запасов готовой продукции (товарных ресурсов), характерное для февраля – марта.

Постепенная переориентация предприятий на новых поставщиков и перестройка логисти­ческих схем обусловили улучшение производственных ожиданий на ближайшую перспективу для компаний ряда отраслей (промышленное производство, строительство). Вместе с тем са­мыми пессимистичными остаются ожидания предприятий по торговле автотранспортными средствами, где из‑за падения спроса и дефицита импортных комплектующих негативные оценки практически сопоставимы с апрелем 2020 года.

Апрельские данные указывают на продолжение сжатия спроса во всех отраслях. Наибо­лее интенсивный процесс наблюдается в торговле (особенно – в торговле автотранспортными средствами) после исчерпания действия эффекта ажиотажного спроса. Расширение спроса отмечается только в сельском хозяйстве.

В то же время ожидания предприятий по будущей динамике спроса спустя два месяца вновь вернулись в положительную область. Заметное влияние на улучшение ожиданий оказа­ли успешный поиск компаниями новых рынков сбыта, а также реализуемые меры поддержки.

Ценовые ожидания предприятий снижаются второй месяц подряд после февральского об­новления максимумов за всю историю наблюдений. Значимыми факторами снижения ценовых ожиданий стали сокращение спроса, замедление роста издержек и укрепление рубля.

Замедление ожидаемого роста цен в ближайшие три месяца отмечено во всех отраслях, наиболее существенное – в торговле (до уровня начала 2021 года), сельском хозяйстве и стро­ительстве.

Вместе с тем общий уровень ценовых ожиданий предприятий остается выше среднего за 2021 год и более чем вдвое превосходит среднее значение за 2017 – 2019 годы.

Дата отсечения данных – 18.05.2022.

Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.

Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.

Фото на обложке: Shutterstock / Fotodom.

© Центральный банк Российской Федерации, 2022.


ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий

ЦБ начинает публикацию аналитики по данным мониторинга предприятий


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=12914
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...