28.05.2021 18:45
Аналитика.
Просмотров всего: 19441; сегодня: 1.

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

В мае инфляционные ожидания населения снизились, но остались на повышенных уровнях, наблюдаемых с конца 2020 года.

Согласно опросу ООО «инФОМ», проводимому по заказу Банка России, респонденты оценивают инфляцию на ближайшие 12 месяцев в 11,3%. Оценки краткосрочных ценовых ожиданий предприятий в мае продолжили расти.

Прогнозы инфляции профессиональных аналитиков на 2021 год увеличились, оставаясь ниже прогноза Банка России.

Инфляционные ожидания и потребительские настроения (май 2021 г.).

В мае инфляционные ожидания в целом оставались на повышенном уровне. При этом их ди­намика различалась по группам экономических агентов. По данным опроса ООО «инФОМ», инфляционные ожидания населения уменьшились, но остались повышенными. Согласно ре­зультатам мониторинга, проводимого Банком России, оценки краткосрочных ценовых ожи­даний предприятий дополнительно выросли. Вмененная инфляция на ближайшие два года, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в мае не изменилась (3,8%). Прогнозы инфляции профессио­нальных аналитиков на 2021 г. увеличились, но остались ниже прогноза Банка России, на 2022 и 2023 гг. – остались без изменений, вблизи 4%. Остающиеся на повышенном уровне инфля­ционные ожидания создают риски вторичных эффектов от ускорения роста цен, наблюдае­мого в последние месяцы. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7 – 5,2%. В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Бан­ка России в середине 2022 г. и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Инфляционные ожидания населения.

По данным опроса ООО «инФОМ», проводимого по заказу Банка России, инфляционные ожидания населения в мае снизились после роста в предыдущем месяце, но остались на повышенных уровнях, наблюдаемых с конца 2020 г. (табл. 1, рис. 1). Медианная оценка ожидаемой в ближайшие 12 месяцев инфляции составила 11,3% (-0,6 п.п. к апрелю). Наблюдаемая населением инфляция в мае еще немного повысилась. Ее медианная оценка составила 14,8% (+0,3 п.п. к апрелю). Инфляционные ожидания в мае снизились у респондентов как со сбережениями, так и без сбережений (рис. 2). В то же время оценки наблюдаемой инфляции снизились только у респондентов без сбережений, у респондентов со сбережениями они продолжили увеличиваться.

Такое расхождение оценок наблюдаемой инфляции у разных подгрупп респондентов может отражать большую чувствительность низкодоходных групп населения (в основном не имеющих сбережений) к динамике цен на отдельные социально значимые товары. На их оценках текущей инфляции в большей мере отразилось некоторое ослабление ценового давления в данном сегменте рынка: в мае респонденты заметно реже, чем в предыдущем месяце, говорили о росте цен на растительное масло, сахар, молоко и молочные продукты (рис. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», май 2021 г.; далее – Отчет). Однако по-прежнему высокую обеспокоенность у опрошенных вызывает рост цен на яйца, мясо и птицу – их в числе сильно подорожавших товаров в мае называли чаще, чем в апреле.

Значения баланса ответов на вопросы о качественном изменении будущей инфляции1 на месяц и год вперед в мае снизились (рис. 3) впервые с января и февраля соответственно. Рост оценок текущей инфляции в мае продолжился, хотя и заметно замедлился по сравнению с предыдущим месяцем.

Инфляционные ожидания населения до конца 2021 г. и на три года вперед в мае увеличились (рис. 8 – 9 Отчета). Доля респондентов, которые ожидают, что на горизонте трех лет инфляция будет заметно выше 4%, достигла 53% (+ 3 п.п. к апрелю) – это максимальное значение с июля 2019 года.

Потребительские настроения домохозяйств.

Индекс потребительских настроений в мае увеличился (+ 3,1 п. к апрелю) после снижения в марте – апреле, вернувшись к уровню февраля (рис. 4). Возрос как индекс ожиданий (+3,3 п.), так и индекс текущего состояния (+2,9 п.) (рис. 11 – 12 Отчета).

В мае продолжилось снижение склонности респондентов к сберегательному поведению. Доля тех, кто считает, что свободные деньги сейчас лучше тратить на покупку дорогостоящих2 товаров, увеличилась до 31% (+3 п.п. к апрелю), доля тех, кто считает, что их лучше откладывать, уменьшилась до 50% (-1 п.п. к апрелю) (рис. 22 Отчета) – это минимальное значение с июля 2015 года.

Ценовые ожидания предприятий.

По данным мониторинга, проведенного Банком России в мае 2021 г., ценовые ожидания предприятий на три месяца вперед продолжили расти (рис. 5), оставаясь выше локальных максимумов 2019 – 2020 годов.

Средний ожидаемый темп прироста цен в ближайшие три месяца составил 3,9% в годовом выражении (в мае 2020 г. – 2,3%).

Главным драйвером роста ценовых ожиданий был ускоряющийся рост издержек. Доля предприятий, отметивших данный фактор, стала максимальной за 12 лет. При этом по сравнению с прошлым месяцем незначительно снизилось влияние спроса на рост ценовых ожиданий. Оценки предприятий относительно динамики спроса в ближайшие 3 месяца стали менее позитивными.

Наиболее значительный рост ценовых ожиданий наблюдался в торговле и строи­тельстве. В строительстве девять из десяти респондентов в качестве основной причины ожидаемого повышения цен указали рост цен на строительные и вспомогательные матери­алы. В торговле повышение ценовых ожида­ний произошло также из-за усилившегося роста издержек. При этом торговые предприятия сохранили оценки положительных тенденций в спросе. Сильнее всего повы­сились ценовые ожидания в торговле авто­транспортными средствами, что обусловлено ожиданиями дальнейшего увеличения спро­са в условиях повышенного уровня издержек и недостаточных запасов товарных ресурсов. Средний темп прироста цен в ближайшие три месяца, ожидаемый предприятиями розничной торговли, составил 5,6% (в годовом вы­ражении; в мае 2020 г. – 5,5%).

По данным опросов IHS Markit PMI, в апре­ле 2021 г. ценовые индексы росли в обраба­тывающей промышленности и незначительно снижались в сфере услуг, оставаясь вбли­зи максимальных значений последних лет (рис. 6). В обрабатывающей промышленности драйвером роста цен назывался рост заку­почных цен из-за сохранения логистических проблем в международной торговле. В сфе­ре услуг также сохранялся высокий темп ро­ста затрат.

Вмененная инфляция для ОФЗ‑ИН.

Вмененная инфляция, заложенная в цены ОФЗ-ИН, в мае 2021 г. почти не изменилась (рис. 7). По оценкам Банка России3, после не­большого снижения в начале мая в середи­не месяца вмененная инфляция на ближай­шие два года несколько возросла (до 4,0% по сравнению с 3,8% в конце апреля). В сред­нем за первые две декады мая вмененная ин­фляция на ближайшие два года составила 3,8%, что соответствует средним значениям марта – апреля (табл. 1). Вмененная инфляция на 2023 – 2028 гг. в мае составила 4,3% (+0,1 п.п. к апрелю), на 2028 – 2030 гг. – 4,6% (-0,1 п.п. к апрелю).

Прогноз инфляции профессиональных аналитиков.

В апреле – мае 2021 г. прогнозы инфляции профессиональных аналитиков4 на 2021 г. увеличились и находились в интервале 4,5 – 4,6% (табл. 1, рис. 8). Прогнозы на 2022 г. не изменились и составляли 4,0 – 4,3%. Прогноз на 2023 г. остался на уровне 4,0%.

Прогноз Банка России.

Действие проинфляционных факторов, связанных с расширением спроса и увеличением издержек, сохраняется, а остающиеся на повышенном уровне инфляционные ожидания создают риски вторичных эффектов. По прогнозу Банка России, инфляция в 2021 г. составит 4,7 – 5,2%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России вблизи 4% в середине 2022 г. и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.

1 То есть большая доля респондентов указала, что цены выросли / вырастут очень сильно либо росли / вырастут быстрее, чем раньше / сейчас.

2 Под дорогостоящими товарами респонденты чаще всего понимают недвижимость, автомобиль или мотоцикл, бытовую технику, мебель (табл. 3 Аналитического отчета ООО «инФОМ», апрель 2021 г.).

3 Оценки основаны на сопоставлении ожидаемой доходности ОФЗ, индексируемых на инфляцию (ОФЗ-ИН), и номинальных ОФЗ с учетом лага в индексации номинала и сезонности инфляции. Методика расче­та.

4 Данные опросов Интерфакс, Bloomberg, Thomson Reuters.

Дата отсечения данных – 24.05.2021.

Электронная версия информационно-аналитического комментария размещена на официальном сайте Банка России.

Материал подготовлен Департаментом денежно-кредитной политики.

Фото на обложке: И. Шубин, Банк России.

© Центральный банк Российской Федерации, 2021.


Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными

Инфляционные ожидания в мае оставались повышенными


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: cbr.ru/press/event/?id=10889
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...