06.06.2020 12:26
Новости.
Просмотров всего: 5912; сегодня: 1.

Горьковский автозавод стал участником проекта «Инженеры Победы»

Горьковский автомобильный завод присоединился к проекту «Инженеры Победы», который реализует международный фестиваль «От Винта!», действующий под эгидой Минпромторга РФ. В рамках проекта на портале НЭБ (оператор - Российская государственная библиотека)  создается раздел, на котором будут размещены истории предприятий и инженеров, «ковавших» победу в тылу во время Великой Отечественной войны. Проект проходит в год 75-летия Великой Победы. Его участниками уже стали десятки организаций науки и промышленности, сотни жителей России.

Нижегородские автомобилестроители внесли весомый вклад в приближение победы в Великой Отечественной войне. Автомобильный завод в Горьком был запущен в 1932 году. В 1941 году он перешел на выпуск военной продукции, что потребовало коренной перестройки производства. Уже во второй половине 1941-го ГАЗ освоил производство более 20 000 наименований деталей танков.

С началом войны завод стал основным поставщиком грузовиков и автомобилей для фронта. Производство знаменитой «полуторки» (ГАЗ-АА) не прекратилось даже после разрушительных бомбежек лета 1943 года. Большую роль «полуторки» сыграли во время блокады Ленинграда. Только в 1941 году по «Дороге жизни» они наездили более 40 млн км. На «полуторках» из города были вывезены около 500 000 человек, перевезено более 271 000 т продовольствия и фуража, доставлено 361 000 т топлива, боеприпасов, вооружения. Помимо «полуторки», на заводе выпускались трехосные грузовики ГАЗ-МММ, полугусеничные ГАЗ-60, газогенераторные ГАЗ-42 и ГАЗ-43, автобусы ГАЗ-03-30 и санитарный ГАЗ-55. Во время войны на ГАЗе также была организована сборка поступавших по ленд-лизу грузовиков Сhevrolet, Ford, Dodge, Studebaker.

Завод в годы войны был ведущим производителем легких танков Т-60 и Т-70. Здесь впервые в практике отечественного танкостроения была внедрена их конвейерная сборка. Помимо них, Горьковский автозавод выпускал самоходные артиллерийские установки СУ-76, машины ГАЗ-64, 67 и 67Б. На заводе был запущен в серийное производство первый отечественный бронеавтомобиль со всеми ведущими колесами БА-64.

За время войны на ГАЗе было произведено: более 170 000 грузовых и легковых автомобилей, около 10 000 танков, более 9000 самоходных артиллерийских установок, свыше 9000 бронемашин, около 12 млн различных снарядов, более 11 млн мин, собрано 232 000 моторов всех типов, около 50 000 грузовых автомобилей иностранных марок (по ленд–лизу). ГАЗ был единственным в стране заводом по выпуску колясок к армейским мотоциклам. Он же обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами.

Предприятие за годы Великой Отечественной было удостоено орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, 33 раза получало Знамя Государственного комитета обороны (ГКО). Многие талантливые специалисты ГАЗа были удостоены Государственной премии, в их числе: Николай Астров, Виталий Грачев, Андрей Липгарт, Владимир Дедков, Анатолий Кригер, Юрий Сорочкин и др. Более 13 000 автозаводцев сражались на фронтах, 40 человек были удостоены звания Героя Советского Союза.

Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода:

-  ГАЗ инициирует и поддерживает различные мероприятия и акции, связанные с увековечиванием памяти о подвигах наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Поэтому мы были рады стать участниками проекта «Инженеры Победы», который рассказывает об огромном вкладе выдающихся конструкторов в создание боевой техники.  Героизм и самоотверженный труд рабочих и инженеров Горьковского завода стал одним из важнейших факторов, способствовавших приближению долгожданной победы. Память о об этих событиях, о людях, вынесших на своих плечах все тяготы военного лихолетья, а потом восстановивших страну из руин, должна передаваться из поколения в поколение.

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) – ведущий производитель коммерческого транспорта в России. Выпускает легкие и среднетоннажные коммерческие автомобили для малого и среднего бизнеса, различных отраслей промышленности, коммунального хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, медицинских и школьных учреждений в России и за рубежом. Занимает лидирующие позиции на рынке РФ: свыше 50% в сегменте легких коммерческих автомобилей, около 70% – в сегменте среднетоннажных грузовиков. Обладает широкой дилерской сетью: более 220 центров продаж и 1650 фирменных магазинов запчастей. Основные модели выпускаемой техники: «ГАЗель NEXT», «ГАЗон NEXT», «ГАЗель БИЗНЕС», «Соболь БИЗНЕС», «Садко». Выпускает свыше 5000 видов компонентной продукции. В составе предприятия – собственный инженерный центр и более 20 высокотехнологичных производств. В сборке автомобилей ГАЗ участвуют 583 промышленных робота, уровень автоматизации на ключевых участках – 85%. Предприятие расположено в Нижнем Новгороде.

Международный фестиваль научно-технического творчества детей и молодежи «От Винта!» проводится с 2005 года и действует под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ. В свое время фестиваль стал первым комплексным мероприятием по развитию детского научно-технического творчества и молодежного технологического предпринимательства в России. Сегодня это настоящая «витрина» проектов и практик для молодых конструкторов и разработчиков со всех регионов страны и из-за рубежа. Участники в возрасте от 5 до 35 лет представляют свои идеи и проекты для различных отраслей промышленности. Фестиваль также проводится в рамках крупнейших российских и зарубежных форумов и выставок в России, Италии, Германии, Австрии, Польше, Словакии, Индии, Китае, Вьетнаме и др. странах. Фестиваль «От Винта!» проходит при поддержке Фонда развития промышленности, Координационного совета по развитию детского молодежного научно-технического творчества Союза машиностроителей России, общероссийской организации «Офицеры России».

Проект «Инженеры Победы» проводится международным фестивалем научно-технического творчества детей и молодежи «От Винта!» (действует под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ) совместно с Российской государственной библиотекой, оператором Национальной электронной библиотеки. В его рамках создается информационный портал, включающий документальные свидетельства о деятельности инженерных и технических специалистов во время Великой Отечественной войны. Сведения принимаются как от юридических, так и от физических лиц. Информационная поддержка проекта: Россотрудничество, Росмолодежь.

Контакты для СМИ: Пресс-служба Фестиваля «От Винта!»: press@otwinta.com


Ньюсмейкер: Фестиваль "От винта!" — 130 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...