Сегодня поговорим о весьма актуальной проблеме: многочисленных спорах работников отечественных предприятий с их руководством. Несмотря на то, что реальный сектор в России уже далеко не такой мощный, как в советское время, рабочий класс по-прежнему представляет заметную силу. На него приходится свыше трети всех занятых в экономике граждан.
Вот только собственники заводов и фабрик относятся к нему без должного уважения. Это легко заметить по тому количеству конфликтов на предприятиях, которые происходят прямо сейчас или происходили совсем недавно. Например, в Воркуте работники компании «Техноспецстрой» несколько месяцев сидят без зарплаты. В городе Энгельс специалисты «Троллейбусного завода» опасаются ликвидации предприятия, и это ещё большая беда, чем ведущиеся на нём сокращения. В селе Соколово на Алтае коллектив «Иткульского спиртзавода», одного из старейших в отрасли, только после вмешательства прокуроров получили зарплату, но не факт, что в итоге сам завод не будет ликвидирован. Профсоюз закрывающихся российских заводов «Форд» недоволен компенсациями рабочим. В Челябинске на Электрометаллургическом комбинате безуспешно добиваются увеличения зарплат. Подумайте только, люди, выпускающие 80 процентов ферросплавов в России, получают считанные копейки – разве такое должно быть отношение к трудящимся?
И так далее и тому подобное – конфликтов действительно много, и практически в каждом из них рабочий человек является пострадавшей стороной. В таких условиях, конечно, не до жиру – быть бы живу. Какие уж там права и свободы?! Здесь бы последнее не потерять.
Но, согласитесь, это ненормальная ситуация. В стране, где люди труда являются теми атлантами, на которых держится экономика, и отношение к ним должно быть соответствующим. А каковы признаки такого отношения?
Во-первых, это достойная зарплата. Вот Росстат считает, что её средний размер в России превышает 43 тысячи рублей – что же, вполне неплохо. Почему бы государству не озаботиться положением тех представителей пролетариата, которые получают ниже этой планки?
Во-вторых, нормированный рабочий день – и восемь часов, согласитесь, будет в самый раз. Хотя можно и шесть часов. Не должен человек, занятый на производстве, особенно вредном и опасном, перерабатывать сверх данной нормы. Особенно если его принуждают делать это бесплатно.
В-третьих, трудящимся необходимо создать условия для досуга. Дома культуры, спортивные комплексы – скажите, уважаемые зрители, в ваших городах и посёлках эти объекты по-прежнему работают и доступны простому человеку? Впрочем, какой досуг, если и сами предприятия находятся на грани выживания?
В-четвёртых, нам необходимы масштабные программы переобучения и повышения квалификации. Закрываете завод? Так дайте людям новые умения! Специалист не может остаться без работы и перебиваться случайно халтурой то там, то сям. Нельзя разбазаривать человеческий капитал, который является ресурсом, необходимым для возрождения экономики страны.
В общем, я обозначил проблему – трудовые конфликты, без преувеличения сотрясающие страну. И назвал несколько условий, которые, в принципе, способны прекратить их на корню.
А теперь переходим к главному ингредиенту рецепта, способного ликвидировать трудовые конфликты на корню. Этот ингредиент – народные предприятия.
Опыт тех немногих акционерных обществ работников, которые сейчас существуют в России, показывает, что именно народные предприятия создают для своих коллективов наиболее комфортные условия.
Это и достойная зарплата – например, на Набережночелнинском картонно-бумажном комбинате имени Титова её среднее значение уже превышает 72 тысячи рублей. Как тебе такое, Росстат?
Это и нормированный рабочий день – ведь нельзя принудить к бесплатной переработке совладельца предприятия. Он, наоборот, этой бессмысленной потогонке предпочтёт модернизировать производство, чтобы добиться большей эффективности своего дела. Как и происходит на том же КБК имени Титова, постоянно совершенствующего мощности.
Это и досуг. И не только досуг. В частности, подмосковный «Совхоз имени Ленина» недавно построил для детей своих работников ультрасовременную школу. И такой пример – не единственный для наших народных предприятий.
Это и программы дополнительного обучения. В частности, совладельцы народного предприятия «Знамя» из Сухого Лога владеют двумя-тремя профессиями, тем самым повышая конкурентоспособность производителя. А это сказывается и на доходах самих специалистов.
Конечно, пока это единичные примеры, но вскоре всё должно измениться в лучшую сторону. Наш Национальный Союз народных и коллективных предприятий в настоящий момент заканчивает работу над поправками в федеральный закон о народных предприятиях. Мы рассчитываем, что он будет внесён в Госдуму уже в эту сессию. И в скором времени коллектив любого завода, любой фабрики получит отличную возможность прекратить всякие споры с начальниками, получив предприятие в свою собственность.
Набережные Челны Республики Татарстан является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.