Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев считает реальной перспективу запрета на поставки в Россию автомобилей, табачной и винодельческой продукции из ЕС и США, а также не исключает переориентации на азиатские промышленные рынки в ответ на санкционную политику Запада. «Не исключаю, что в ближайшее время правительством в автопромышленности могут быть рассмотрены меры по введению ограничений на поставку в Россию легковых автомобилей стоимостью до 800 000 руб.», — заявил Гутенев журналистам.
Депутат пояснил, что, присоединяясь к ВТО, Россия оставила за собой право вводить временные ограничения, если существует угроза безопасности для собственного производителя. «Мы видим, как сократился авторынок, и наблюдается очень серьезное падение российских производителей несмотря на выпуск новых моделей. И политика европейских стран и США, возможно, заставит нас расчистить этот сегмент», — сказал Гутенев.
По его оценке, правительство может прислушаться к заключениям экспертов о необходимости эмбарго на табачную и алкогольную продукцию из ЕС и США. Гутенев считает, что «отдельным вопросом стоит рассмотреть новую схему регулирования в сфере табачной и алкогольной продукции». «Если санкции не будут сняты, Россия может достаточно серьезно отреагировать и в этой сфере. Не настолько глупы предложения ограничить поставки в Россию вина из Германии, Франции и Италии. Тогда можно будет говорить о продвижении крымской винодельческой продукции, имеющей, кстати, многочисленные медали», — добавил депутат.
Гутенев также предположил, что в ближайшее время может быть сформирована на базе Минпромторга комиссия по оценке рисков инжиниринговых проектов, связанных с получением комплектующих из европейских стран. То есть, пояснил он, фактически речь может пойти о переориентации с европейских рынков на поставщиков в Юго-Восточной Азии. «По очень многим позициям может быть пересмотрен круг поставщиков. Но в этих случаях речь не идет впрямую об ответных санкциях, а скорее об инстинкте самосохранения в условиях ненадежности европейских партнеров», — заключил замглавы думского комитета.
О том, что Россия может ввести дополнительные санкции, предупреждал в минувший четверг премьер-министр Дмитрий Медведев. Например, возможен запрет для европейских и американских авиалиний на транзит через Россию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Также власти могут принять защитные меры в авиастроении, судостроении, автомобильной промышленности и в других отраслях, но делать это, по словам премьера, будут осмысленно, чтобы не навредить себе.
Информацию о том, что руководство России прорабатывает варианты на случай введения Западом новых санкций, подтвердил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков. Он напомнил, что уже неоднократно говорилось, что «Россия не является сторонницей того, чтобы разговаривать на языке санкций, и не была инициатором». «Но в случае если наши партнеры продолжат неконструктивную и даже деструктивную практику, то на этот счет дополнительные меры прорабатываются», — сказал он «РИА Новости».
По данным «АСМ-холдинга» в первом полугодии 2014 г. доля ввезенных легковых автомобилей на российском рынке составила 27%, грузовиков (включая грузовые версии LCV) — 46%, автобусов (включая пассажирские версии LCV) — 13%.